Из истории Мобилизационной подготовки
Мобилизация (фр. mobilisation < лат. mobilis > – подвижный):
переход на военное положение всех вооруженных сил, гражданской обороны и народного хозяйства всего государства (общая мобилизация) или части вооруженных сил, например в отдельных военных округах при наличии местной военной угрозы (частичная мобилизация);
призыв военнообязанных запаса в армию во время войны;
привлечение кого-либо к решению каких-то задач, выполнению кого-либо задания;
приведение кого-либо, чего-либо в состояние, обеспечивающее успешное решение какой-либо задачи.
1.1. Зарождение и становление мобилизации
Достаточно рассмотреть кратко историю развития системы военной организации на различных этапах развития общества, чтобы убедиться в том, что во все исторические времена вооруженным столкновениям, воинам, в той или иной мере, предшествовала мобилизация военной силы, независимо от общественного и государственного устройства.
Доклассовое родовое общество не знало организованной вооруженной силы, т.е. армии – вооруженным был весь народ. Эта военная сила создавалась по воле самого народа, т.е. добровольно, без какого-либо принуждения. Необходимость защиты от набегов кочевников и нападения врага требовала создания первобытной военной организации, в которой участвовали все трудоспособные члены общины, племени, рода (без различия даже пола). Они становились воинами и защищали свои земли, жилища и земли. Вооружение их было примитивным, в основном то, которое они применяли в повседневной жизни для труда и охоты. В связи с этим почти не требовалось военного обучения, и отряды быстро собирались и комплектовались под руководством старейшин, воевод и князей.
Поэтому всякое родовое и общинное объединение всегда находилось в готовности к быстрому переходу от мирного труда к ведению боевых действий. Следовательно, можно утверждать, что уже в то время проявились зачатки мобилизации войска, его быстрого сбора и сосредоточения в избранном районе. В последующем, в связи с изменением образа жизни людей и переходом к оседлости, для обеспечения производства предметов потребления, в том числе и продуктов питания, потребовалось большую часть населения не отрывать от производственной деятельности, а для защиты иметь соответствующую военную организацию, привлекая для прохождения военной службы часть населения, в основном молодых мужчин в возрасте от 17 до 35-40 лет.
Деление общества на тружеников и воинов прослеживается еще в глубокой древности у египтян, персов и других народов. Уже в те времена начали создаваться профессиональные постоянные войска и флот. Однако они были немногочисленными, и для военного похода проводилась мобилизация населения. С появлением общинно государственного устройства, к примеру в Египте в XX-XIX вв. до н. создавались особые отряды вооруженных людей, которые составляли основу армии мирного времени – «каласиры». Большинство их находились в запасе (резерве) и при необходимости призывались вновь на военную службу. Они отличались друг от друга по возрасту и по продолжительности службы.
Основная масса воинов, в том числе и находившихся в запасе, проходила службу, как правило, на границе и в крепостях, а также по охране караванных путей и источников воды. При угрозе нападения или для осуществления военного похода проводилась мобилизация, т.е увеличение состава и численности армии за счет призыва очередных возрастов и резерва (запаса) до потребного количества; подготовка осадных орудий, боевых колесниц, лагерного имущества, приведение в боевую готовность крепости, усиление охраны торговых путей и источников воды.
На смену примитивным государствам Востока пришли более развитые рабовладельческие государства – Афинская и Римская республики (VI-IV вв. до н.э.). Армия и флот этих государств комплектовались преимущественно свободными гражданами (не состоявшими в рабстве), при этом конница комплектовалась самым богатым классом, а флот – добровольцами из бедных слоев населения и частично рабами, которые использовались как гребцы на кагортах и галерах. Военная служба была обязательной и ее продолжительность составляла два года, после чего осуществлялся перевод в отпуск (запас, в котором военнообязанные находились до шестидесятилетнего возраста и в любой момент могли быть возвращены в армию).
В период утверждения рабовладельческих отношений был осуществлен переход к всеобщей воинской повинности свободных граждан. Даже в Ветхом Завете говорится: «И сказал Господь Моисею – исчислите все общество сынов Израилевых от двадцати лет и старше, всех годных для войны». Уже тогда предъявлялось требование к всеобщей воинской повинности и защита отечества в те древние времена являлась священным долгом свободных граждан.
Армия и флот в мирное время по численности были небольшими, поэтому, в случае войны, большинство мужчин призывались в ряды войска и составляли народное ополчение. В этих целях был организован учет военнообязанных в виде особых списков, которые в основном велись в городах. Количество призываемого контингента военнообязанных определялось народным собранием (вечем). Набор воинов поручалось организовывать и проводить старейшинам.
В середине I в. до н.э. в Римской республике вся территория была разделена на 20 триб (фактически военных округов ополчения). Каждая триба подразделялась на четыре центурии, при этом три центурии поставляли тяжело вооруженных пехотинцев, а четвертая – легко вооруженных воинов. Численность центурии составляла до ста человек. Группа граждан имела одинаковый имущественный ценз. Центурии, основная организационная и тактическая единица воинского формирования, подразделялись на легионы, а легионы – на отряды.
Назначение начальствующего состава центурий, легионов и отрядов осуществлялось выборно с активным участием консулов. Назначение начальника центурии определялось в зависимости от разряда имущественного ценза.
Начальниками легионов назначались патриции из коренных родов Рима, составлявших привилегированную часть римского народа (прототип городской и купеческой аристократии).
Должности командиров отрядов замещались из плебеев, свободного населения, первоначально не пользовавшихся политическими правами, но имевших низкий разряд имущественного ценза и боевой опыт.
Как видно из вышеизложенного, на командные должности назначались лица, имевшие определенный имущественный ценз (чем выше разряд, тем выше должность), проводившие политику защиты имущественного класса и в целом интересов государства. Привилегированные войска, имевшие вооружение, комплектовались свободными гражданами, а обслуживающие подразделения (должности) – из числа рабов. В современном понимании руководство государства влияло на защиту своих интересов и страны, на комплектование и оснащение войск через имущественные классы, желавшие сохранить родовое состояние и участие в политической жизни государства.
К военной службе привлекались свободные римские граждане в возрасте от 17 до 45-50 лег, которые после войны распускались по домам и составляли подготовленный резерв. Для проведения мобилизации и обеспечения призыва велся учет военнообязанных по особым спискам, которые составлялись по легионам.
План мобилизации римской милиции состоял из списка военнобязанных, перечня пунктов сбора легионов и указания общего места сбора всего войска. Таким местом обычно было Марсово поле. Сигналом для мобилизации служил красный флаг, который вывешивался ни Капитолии. В случае экстренной мобилизации вывешивались два флага – красный и зеленый (по другим источникам – красный флаг служил сигналом для мобилизации пехоты, а зеленый – конницы). По этим сигналам военнообязанные мужчины переодевались в военную форму, которая хранилась у них дома, и следовали на место сбора, откуда направлялись в Рим. На сборном пункте в Риме консулы давали указания по вооружению войска и назначали день выступления в поход. При наличии времени проводилось сколачивание легионов, обычно тоже ни Марсовом поле. Если все это трансформировать на сегодняшние понятия, то зарождались два составных элемента мобилизационного развертывания – отмобилизование и боевое слаживание войск.
В 300 гг. до н.э. с упразднением трибун военных и допуска плебеев к консулату (возможность участия в политической жизни страны) милиционная система не стала устраивать имущих граждан, которым военная служба была в тягость. Постепенно был начат переход к формированию и содержанию в государстве постоянных армий. Первая постоянная армия появилась в Македонии. Она стала содержаться за счет государства, а ее комплектование личным составом проводилось за счет вербовки (найма) на службу, срок которой продолжался до 20 лет. Основу добровольцев-наемников составляли беднейшие слои населения как собственной страны, так и покоренных и зависимых народов.
В начале нашей эры на смену милиционным армиям пришли постоянные, в основном наёмные армии. К всеобщей воинской повинности прибегали только при необходимости ведения крупномасштабных войн, требовавших многотысячного воинского формирования.
В это же время начала вводиться система рекрутского набора. Ее основа заключалась в том, что каждый крупный владелец латифундии (поместья), в зависимости от размеров принадлежащих ему земель, был обязан поставлять в армию определённое количество вооруженных и экипированных воинов – конных и пеших.
На заре появления рабовладельческих государств войны велись, как правило, незначительными силами, но по мере роста населения, развития средств производства и вооруженной борьбы увеличивалась и численность ценность армии – этого требовал рост масштабов и интенсивности войн Особенно большие по численности армии содержались в Персидской и Китайской империях – до 200-300 тыс. человек.
В эпоху феодализма (У1-Х1 вв.) военной силой государства становится дружина короля (князя) и ополчение свободных крестьян. Но крестьянское ополчение со временем сходит на нет, и решающей силой становится кавалерия. С IX в. рыцарское войско стало составлять основу вооруженной силы во всех государствах Западной Европы.
Но уже с XIII в. происходит возвращение вначале к постоянной профессиональной армии, а затем и к массовой, формируемой на основе воинской повинности.
Ярким подтверждением вышесказанному является Франция, где в 1445 г. впервые в Европе создается постоянная армия из уроженцев страны. В ее составе были тяжелая кавалерия, конные и пешие лучники. При этом численность войска в мирное и военное время была почти одинаковой. Поэтому мобилизация сводилась к снабжению войск дополнительным провиантом и обозом. Она была простой и не требовала накопления запаса военно-обученных военнообязанных.
Постепенно, из-за усилившейся борьбы за источники ресурсов, рынки сбыта, территории, колонии и торговые пути, большинство европейских государств перешло к регулярной армии, что потребовало введения всеобщей воинской повинности и деления военной службы на действительную (срочную) и службу в запасе (резерве).
Кадровая армия мирного времени становится школой для под готовки и накопления в запасе (резерве) военно-обученных ресурсов и базой для ее мобилизационного развертывания, т.е. перевода с мирного на военное время.
Численная разница в людских ресурсах мирного и военного времени становится значительной и в случае войны она восполняется за счет призыва из запаса (резерва) военнообязанных, ранее проходивших военную службу. Примером этому может служить Пруссия, в которой в запасе (отпуске) находилось около 1/6 части личного состава армии в течение 3,5 и более лет, а начиная с 1780 г. – почти половина ее состава военного времени.
На кадровую армию в мирное время перешли государства Европы: Австро-Венгрия – в 1868 г., Италия – в 1871 г., Франция – в 1872 г. Но так как содержать в мирное время кадровую армию в составе и численности, необходимых для ведения войны, государства по экономическим причинам не могли, то они расширяют базу мобилизационного развертывания вооруженных сил для дополнительного формирования воинских организмов второй очереди.
Во многих государствах комплектование войск при мобилизации начинает планироваться и осуществляться по территориальной системе, а войска подразделяются на соединения и части постоянной готовности и сокращенной численности. Сущность милиционно-территориальной системы состояла в том, что наряду с регулярной армией, соединения и части которой в мирное время укомплектовывались кадровым личным составом на 80-90 % от штатной численности военного времени, имелись соединения и части, укомплектованные личным составом только на 10-20 %, а основной контингент личного состава для них был приписан за счёт военнообязанных запаса (резерва) и в мирное время призывался периодически для прохождения военного обучения на кратковременных военных сборах.
Количество соединений и воинских частей сокращённой численности определялось их потребностью в военное время. Их комплектование выдвинуло необходимость подготовки и военного обучения личного состава для накопления в запасе (резерве) военно-обученных людских ресурсов с тем, чтобы обеспечить проведение мобилизации в короткие сроки.
Действительная военная служба становится основным источником подготовки и накопления военно-обученных людских мобилизационных ресурсов. В этой связи, с учётом сроков действительной военной службы, в составе вооруженных сил количество соединений и частей постоянного состава стало составлять примерно 2/3, а сокращённой Численности – до 1/3 от общего состава войск, развертываемых по мобилизации.
Большинство стран Европы во второй половине XIX в. переходит на принцип комплектования войск и сил флота на основе всеобщей •воинской повинности, к которой стали привлекаться граждане, годные к военной службе, в возрасте 20-21 года. Срок действительной службы стал составлять от двух до пяти лет, а затем продолжалась служба в запасе.
Несмотря на увеличение к 1815 г. численности армии мирного времени до 142 тыс. человек (около 1,5 % от всей численности населения), Пруссия не охватывала военным обучением весь контингент, подлежащий призыву по закону о воинской повинности. Поэтому создаются военные подразделения ландвер и ландштурм.
Ландвер (нем. Land – страна, Wehr – защита) – категория военнообязанных запаса второй очереди и создававшиеся из них в военное время второочередные воинские формирования в Пруссии, Германии, Австро-Венгрии и Швейцарии (сохраняются до настоящего времени). Эффективно проявил себя в Пруссии в борьбе с Наполеоном I. После прохождения действительной военной службы в течение трех лет увольняемые из армии зачислялись в запас на шестнадцать лет. Из них первые два года они составляли резерв армии, а затем переводились на семь лет в ландвер первого разряда и еще на семь лет в ландвер второго разряда.
Ландштурм (нем. Land – страна, Sturm – атака) – категория военнообязанных людских ресурсов вооруженных сил, призываемая в крайней необходимости. Первоначально данная категория военнообязанных образовалась в австрийском Тироле в 1809 г., а затем в Германии, Австро-Венгрии и других странах.
В Германии ландштурм представлял собой категорию военнообязанных старших возрастов (запас 3-й очереди), а также войсковые формирования вспомогательного назначения. Они использовались для охраны государственной границы, коммуникаций, складов и других важных объектов государственного и военного назначения. В Германии в 1944 г. он был заменен фольксштурмом. В Швейцарии ландштурм сохранился до сегодняшнего времени. Ландштурм составляли молодежь допризывного возраста с 17 до 20 лет, а также необученные военнообязанные до 49 лет, зачисляемые в ополчение и резервную армию.
Для учета, подготовки, переподготовки и сбора при мобилизации и поставки в войска во Франции создаются мобилизационные округа, в Пруссии – корпусные (мобилизационные) округа, управления местных бригад, дивизионные участки комплектования и рекрутские мобилизационные бюро.
Для учёта и организации подготовки (переподготовки) военнообязанных и укомплектования ими армии, территория Пруссии делилась на кантоны. Кантонисты призывались и проходили службу в течение одного года, после чего они увольнялись в запас. За счет их количества комплектовались второочередные полки уже на территориальной основе. Полки имели небольшой кадр наемных солдат для осуществления обучения кантонистов и руководства мобилизационной подготовкой воинской части и ее мобилизационным развертыванием. Такая организация обеспечивала содержание в мирное время ограниченного по численности личного состава вооруженных сил, но благодаря территориально-милиционной системе полки прусской армии отмобилизовывались своевременно и качественно.
Однако для мобилизационного развертывания всей прусской армии требовалось все же значительное время, т.к. вся подготовка к мобилизации была вначале жестко централизована и осуществлялась военным министерством, а до исполнителей порядок мобилизации доводился только при ее объявлении. Это заставило в 1809 г. начать переход на планирование мобилизации и разрабатывать планы мобилизационного развертывания в полках и бригадах на основе территориального принципа комплектования. Территория государства, для улучшения мобилизационной подготовки и руководства мобилизацией, была поделена на корпусные округа, куда были включены управления местных бригад.
Организация и проведение мобилизационных мероприятий распределению ресурсов, средств и ответственности потребовало разработки планирующего документа в масштабе государства. Первый мобилизационный план был разработан в Пруссии в 1809 г. Он состоял из разделов, включающих оповещение о мобилизации, организацию мобилизационного развертывания, укомплектования личным составом, тягловой силой и материальное обеспечение войск. Всё это планировалось совместно с замыслом оперативного развертывания войск с учётом состояния ТВД.
Начиная с середины XIX столетия в большинстве стран мобилизация стала детально планироваться от Генерального штаба до воинской части. При этом мобилизационное планирование стало отражать порядок организации и выполнения мобилизационных мероприятий, распределение ответственности между государственными и военными органами управления, сроки, последовательность выдвижения войск, их сосредоточение и развертывание на ТВД а также всестороннее обеспечение и использование инфраструктуры различного предназначения.
Таким образом, зарождение мобилизационных мероприятий и становление мобилизации как базы перевода вооруженных сил с мирного на военное время, по опыту зарубежных европейских стран, осуществлялось для ведения военных действий. Всеобщая воинская повинность применялась только для ведения войны крупного масштаба. Причем мобилизационное планирование в государстве началось в первой половине ХIХ в.
Формирование и развитие мобилизации в Российском государстве
Мобилизация имеет такое же историческое прошлое и развитие, как зарождение государств и строительство их военной силы. Она всегда включала комплекс мероприятий по приведению в активное состояние, сосредоточение и напряжение имеющихся ресурсов, сил и средств для достижения, как правило, военных целей. Мобилизация всегда являлась составной частью строительства вооруженных сил, основой их перевода на организацию и состав потребных для ведения вооруженной борьбы.
На фоне зарубежного опыта организации и развития мобилизации весьма поучительно остановиться на ее функционировании в России.
Рассматривая историю развития военной организации и мобилизации Российского государства, необходимо отметить, что на Руси до появления княжеств каждый горожанин (поселянин) являлся воином. Община, племя или род выделяли от себя определенную часть молодых людей для овладения ратным делом с целью несения сторожевой службы на границе своих владений. Сторожевыми отрядами (заставами) руководил воевода, который выбирался и назначался советом старейшин общины (града). Но при необходимости за оружие бралось все население общины. Военная организация Древней Руси строилась по милиционному принципу, обеспечивающему формирование народного ополчения — земского войска.
В основе русской военной системы почти во все времена лежал принцип ее обязательности – долга для каждого гражданина защищать свою Родину, с честью нести воинскую повинность.
С образованием княжеств (государств) у князей появилась необходимость иметь при себе постоянно вооруженный отряд — дружину. Численность ее, как правило, была незначительной, и решать задачи по отражению крупномасштабного нападения или участию в большом военном походе она была не в состоянии. Для больших военных походов численность войска увеличивалась за счет сбора ополчения, т.е. мобилизации потребного количества горожан и селян.
Для решения важных вопросов, особенно войны и мира, проводились народные собрания – «вече» (от старославянского «вет» – совет). С развитием Киевской Руси «вече» использовалось для ограничения власти князей и повышения роли феодальной знати в решении государственных задач. Какое количество надлежит выставить воинов и к какому сроку они должны прибыть к месту сбора – решалось на народном собрании – «вече».
Сельское население собиралось в назначенном пункте (месте) сбора под руководством своих старост. Общий сбор ополчения зачастую проходил на главной площади города, где формировались отряды, и во главе их ставились сотские и десятские.
Выделенное количество конных и пеших воинов от городов и сел объединялось в сотни и десятки, которые составляли земское войско (рать). В мирное время ратники земского войска в ратном (военном) деле не упражнялись, поэтому требовалось при их сборе проводить военное обучение и «сколачивание». По количеству земское войско в княжестве составляло от 30-40 тыс. до 80-100 тыс. воинов. Так, при походах князя Киевского Олега на Царьград численность его армии составляли более 80 тыс. воинов.
Князь Московии Дмитрий (впоследствии Донской) к битве с татаро-монголами начал готовиться заблаговременно. На совете князей было определено количество необходимого войска и, по решению совета, были установлены нормы поставки ратников конных и пеших от каждого княжества в 1380 г. сроки их сбора для ратного (военного) обучения и боевого сколачивания, назначены сотские, тысяцкие и воеводы на определенное количество ратников (10, 100, 1000 и более). Все ратники, сведенные в полки, отряды и дружины, до начала похода собирались под Коломной, где под руководством воевод и проходили кратковременное «сколачивание». После этого, окончательно сформировав полки и отряды, войско выступило в поход, сосредоточилось и развернулось на Куликовом поле, где и произошло генеральное сражение, закончившееся победой русского оружия.
В IX-XIII вв. княжеская дружина составляла костяк формировании земского войска. Основной состав войска набирался за счет выделения от каждых двадцати дворов одного ратника.
С образованием Московского Великого княжества дружина постепенно утрачивает свое значение и начинает заменяться конным феодальным поместным ополчением, которое и становится основой военной силы государства. За участие в военных походах и битвах князья наделяли отличившихся своих воинов поместьями и дворами. Помещики и дворяне обязывались в случае сбора поместного войска являться на военную службу и выделять от поместья (вотчины) определенное количество воинов. Как правило, с каждой пятидесяти (ста) десятин земли выделялся один вооруженный пеший ратник и один конный с одной или двумя лошадьми.
Поместное войско организационно делилось на сотни и при необходимости могло дополняться путем мобилизации посошной рати. Основу посошной рати составляли крестьяне, которые предназначались в пехоту и отряды для проведения военно-инженерных работ, а призываемые с конём и повозкой — для создания в войске обоза.
Поместное войско фактически являлось народным ополчением. В случае масштабного разрастания угрозы для России это ополчение планировалось укомплектовывать гражданами не призываемыми на военную службу, а поступающими на нее в добровольном порядке различных слоев населения.
В 1549-1560 гг., в период правления первого русского царя Ивана IV (Грозного), была проведена военная реформа, положившая начало создания постоянной национальной армии: образованы стрелецкие полки; упорядочены системы комплектования и военной службы в поместном войске; налажена постоянная сторожевая служба на южных границах государства; учреждены различные «приказы», а для централизации управления войском и снабжения армии высшим органом военного руководства стал «Разрядный приказ» (Главный штаб того времени).
Таким образом, центральным государственным учреждением России ХУ1-ХУП вв., ведавшим служивыми людьми и военным управлением, был Разрядный приказ. Со второй половины XVI в. с возникновением приказов Стрелецкого, Пушкарского, Иноземного, Сибирского, Казанского, дворца и других круг дел Разрядный приказ был ограничен в территориальном и функциональном отношениях.
Во время войн функции Разрядного приказа расширялись. Через него правительство осуществляло руководство военными действиями. В ведении Разрядного приказа было также распределение служивых людей по полкам, назначение воевод и их помощников из числа бояр и дворян в города России, управление засечной, сторожевой и станичной службами, обеспечение служивых людей земельным и денежным жалованьем. В XVII в. правительство предприняло попытку сосредоточить и Разрядном приказе учет всех ратных людей.
В период правления Ивана Грозного было создано опричное войско (от древнерусского слова опричь – кроме, особо), часть русского войска, созданная для охраны царя, проведения различных карательных действий против его политических противников, а при необходимости для охраны государственных границ и участия в военных действиях совместно с земским войском. Опричное войско в 60-е гг. насчитывало 1000 человек, к концу 70-х годов их количество возросло до 5-6 тыс. человек.
В этот же период было создано стрелецкое войско — первое постоянное войско в Русском I государстве в середине ХУ1в. Оно функционировало до начала XVIII в. и расформировано после стрелецкого восстания. Стрелецкое войско находилось в ведении Стрелецкого приказа. Организационно оно состояло из «приборов» (отрядов), затем приказов по 500 — 1000 человек в каждом. Комплектование стрелецкого войска осуществлялось из свободного городского и сельского нетяглового (не облагавшегося налогами) населения. На вооружении имело пищали бердыши, управлялось воеводами.
Земское войско (земская рать), ополчение зародилось как народное военное ополчение, а в последующем с начала XVII в. – как поместное войско и беспоместные засечные сторожи, комплектовавшиеся по одному человеку от двадцати дворов из населения приграничных населенных пунктов. В 1806 г. было создано земское войско численностью 612 тыс. человек для отражения вторжения наполеоновской армии.
С 1550 г. служба дворян и боярских детей становится обязательной и наследственной, с 15-летнего возраста они записывались в служебный список личного городового полка.
Главным родом войск стала конница, основу комплектования которой составляли дворяне и их сыновья, городовые и непоместные казаки. Пехота включала стрельцов и дополнялась даточными людьми. Артиллерия получила деление на осадную, крепостную, полевую и полковую и составила самостоятельный род войск.
Мобилизация стала объявляться уже не на вече, а рассылкой соответствующих приказов, в которых определялись количество ратников, подлежащих призыву, и сроки их явки на сборные пункты, их места расположения, а также указывались общие места сбора войска и поставки запасов, назначались воеводы и другие начальники.
Для осуществления мобилизации Разрядным приказом разрабатывалось расписание, которое включало:
списки доверенных нарочных, высылаемых для доведения приказа о ратниках (мобилизации);
списки полков, привлекаемых к участию в походе;
примерный расчет времени, необходимого для сбора и развертывания войска.
Здесь же велся учет военнообязанных (в виде списков), проживающих в городах, а также некоторых других категорий служивых людей Одновременно аналогичные списки вели и воеводы.
Реформа несколько упорядочила систему комплектования и военной службы в поместном войске, в котором служба осуществлялась за земельный надел. Кто изъявлял желание служить князю (государю), тот получал на все время службы определенный участок земли, за что обязывался по первому призыву являться сам на военную службу, а также привести с собой определенное количество людей, вооруженных и на конях, т.е. являться на службу «конно, людно и оружно».
Однако с расширением границ Московского государства возникла проблема прикрытия мобилизационного развертывания войска от возможного его срыва в случае внезапного нападения врага. Тем более, что поместное войско не обладало способностью быстро проводить мобилизацию. Возникла потребность иметь на границе государства постоянную военную силу – войска прикрытия для отражения внезапного нападения врага, воспрещения его вторжения в глубь государства и обеспечения мобилизации и выдвижения поместного войска. Эта задача — общегосударственная, и решалась она созданием специальных городовых войск: городовые стрельцы, городовые казаки и др. Городовые (крепостные) войска располагались по городам (крепостям) и слободам на границе, причем личный состав городовых (крепостных) войск имел наделы земли.
При нападении врага они, защищая свои угодья, города, имущество и тем самым сдерживая его, обеспечивали мобилизацию и выдвижение поместного войска к границе, на что требовалось много времени. Учитывая, что городовые войска прикрытия долго вести военные действия без усиления не могли, для их быстрого усиления начали создаваться как бы мобильные постоянные силы – стрелецкие полки, которые располагались в Москве и её окрестностях, составляя Московскую рать Они были освобождены от земледелия и находились полностью на довольствии государства и в постоянной готовности усиливать западные и южные границы. Московская стрелецкая рать явилась фактически первой национальной армией в мире.
Но для больших походов и участия в крупномасштабных войнах постоянного войска было недостаточно. Его состав и численность требовалось увеличивать за счёт поместного войска и даже земскою ополчения. Это придавало вооруженной силе Московского государства характер милиционной системы развертывания войска.
В 1610 г. сложились условия дня создания народного ополчения. Для борьбы с интервенцией польских феодалов и изменников бояр, признававших незаконное назначение сына Сигизмунда III царем в России, выступали различные слои населения. Инициаторами борьбы с интервенцией выступили жители Рязани. В этот период из Москвы и других городов стали рассылаться грамоты, в том числе патриарха Гермогена, с призывом развернуть народную борьбу с врагами России. К этому движению присоединились жители Ярославля, Нижнего Новгорода, Суздаля, Владимира, Мурома, Костромы и других городов. Местом сбора для создания народного ополчения была определена Коломна.
В 1611 г. было создано Первое народное ополчение, в которое входили дворяне, бояре и их дети, ратные люди, стрельцы, служивые казаки городских гарнизонов, черносошные крестьяне, горожане, даточные люди из крепостных крестьян, а также целые казацкие отряды от Тулы и Суздаля. В ходе боев восставшие изгнали из Белого города польских интервентов и их сторонников.
Вместе с тем из-за внутренних противоречий дворянства и казаков, среди которых было много беглых крестьян и холопов, привлеченных обещаниями «воли и жалованья», а также несвоевременного подхода отрядов народного ополчения для совместной борьбы с восставшими в городе Москве разгром интервентов не был осуществлен.
Освобождение Москвы и создание условий для изгнания польско-шведских захватчиков из страны были решены так называемым вторым народным ополчением. Это объединение патриотических сил России на завершающем этапе борьбы с польско-литовской и шведской интервенцией. Организатором сбора средств и создания ополчения стал земский староста Кузьма Минин.
В состав народного ополчения кроме посадских людей и крестьян добровольно вошли мелкие и средние дворяне. Военным руководителем был приглашен князь Д.М Пожарский Конечным пунктом сбора народного ополчения был город Ярославль, куда прибывали отряды из других городов и уездов.
В сражении 22 — 24 августа 1612 г. совместными действиями народного ополчения и казачьего войска был разгромлен крупный отряд польско-литовского войска под руководством гетмана К. Ходкевича. Это сражение предрешило принятие капитуляции интервентов в октябре 1612 г. и послужило мощным толчком к развертыванию освободительного движения против интервенции по всей России. В дальнейшем была восстановлена государственная власть в стране.
Опыт организации и действий народного ополчения показывает, что для разгрома интервентов были проведены следующие мероприятия:
обращение к населению для защиты страны от интервентов производилось через доверенных лиц мелкого, среднего сословия и духовенство;
сбор народного ополчения осуществлялся в несколько этапов: от приема одиночных защитников до отрядов из других городов и уездов. В дальнейшем подразделения народного ополчения отправлялись в район сбора его основных сил для подготовки и непосредственного участия в боевых действиях;
для разгрома регулярных польско-литовских и шведских войск были применены совместные действия казачьих войск и отрядов народного ополчения;
определенная часть народного ополчения применялась для проведения вспомогательных функций и инженерных мероприятий.
С изменением системы комплектования и появлением огнестрельного оружия совершенствовалась и организационная структура армии. На смену отрядам непостоянной численности пришли полки, роты, сотни, эскадроны, имевшие определенную численность и оружие. Начали складываться рода войск и создаваться военно-морские силы.
К началу XVII в. в Московском государстве в составе армии число полков не было постоянным и составляло: по пехотным полкам от 25 до 35; по стрелецким – от 40 до 45; число рейтарских и драгунских кавалерийских полков (тяжёлой конницы) – до 25.
Но ввиду того, что личный состав большинства полков жил по слободам и уделял основное время личному хозяйству, на военную подготовку оставалось не более одного-двух месяцев в году и их боеготовность была слабой. Особенно это характерно для стрелецких полков. К регулярной армии фактически можно было отнести только четыре пехотных полка: Преображенский, Семеновский, Первомосковский и Бутырский.
С 1632 гг. численность постоянного войска росла. Дня службы в русской армии стали привлекаться иностранные граждане по найму (по контракту). Начали формироваться полки «иноземного (нового) строя». Их отличие от стрелецких было в том, что они уже разделились на роты, тогда как стрелецкие части – на сотни. Но для комплектования полков «иноземного строя» иностранных офицеров и солдат хватало. Они на две трети и более укомплектовывались воинами русской национальности.
В 1642 г. были сформированы два отборных национальных полка ротного состава русской армии: Первомосковский и Бутырский. Эти полки комплектовались «московскими слободками и детьми стрельцов». В этот же период в России был издан первый воинский устав – «Учение хитрость ратного строя пехотных людей».
Проведением мероприятий военной реформы, начатой Петром 1 в 1698 г., было положено начало создания регулярной национальной армии на основе комплектования по рекрутскому набору. В основу комплектования армии и флота была положена воинская повинность всех классов и сословий. Дворяне служили пожизненно, а остальной состав комплектовался за счет рекрутского набора по потребности.
В 1699 г. в России был проведён первый рекрутский набор с призывом 32 тыс. даточных людей. Так они назывались потому, что была установлена квота, по которой помещик выделял для службы в армии одного ратника с каждых 50 десятин пахотной земли. В 1700 г. было сформировано 29 регулярных пехотных и 3 драгунских полков. Пехотные полки были сведены в три дивизии.
Рекрутские наборы производились периодически по специальному царскому повелению для обыкновенного пополнения армии и флота или для их усиления в связи с чрезвычайными обстоятельствами. Число набираемых рекрутов определялось с тысячи человек податных людей, при этом при обыкновенных наборах брали до 7 человек с тысячи при усиленных – до 10, а при чрезвычайных – более 10. В 1705 г. квота набора была уточнена и составила – один рекрут от 20 дворов. Часть офицерского состава в этот период комплектуется иностранцами по найму.
Рекрутская повинность носила общественный характер. Сущность этого принципа заключалась в том, что власти требовали от общества поставки лишь определенного количества рекрутов, и уже само то определяло, кто из его состава должен отбывать рекрутскую повинность, другими словами, само население вырабатывало порядок распределения этой повинности внутри общества, обращая внимание на то, чтобы отбывание рекрутской повинности возможно меньше расстраивало благосостояние семейств. В рекруты набирали лиц в возрасте 20-35 лет.
В 1731 г. в России разница по численности личного состава войск мирного и военного времени была незначительной и составляла по личному составу всего 9 тыс. человек, а по лошадям – 3 тыс. голов. Но количество соединений и частей неуклонно росло, начали создаваться второочередные соединения и части сокращённого состава. Для их приведения в боеспособное состояние уже требовалось мобилизационное развертывание за счёт призыва военнообязанных запаса. В 1763 г. Генеральный штаб, который, однако, дело с мобилизацией не поправил, настоящей плановости не организовал.
Петр I явился в России создателем регулярной кадровой армии и флота. Вместо Разрядного приказа он ввел Военную коллегию, которая в последующем (1802г.) была преобразована в Военное министерство, учреждена должность Главнокомандующего и при нем создан полевой штаб.
Система постоянных кадровых вооруженных сил с военной точки зрения выгодна, если состав и численность войск отвечает потребностям возможной войны, но такая армия обременительна для любого, даже самого богатого государства. Для ведения войны в рассматриваемый период требовались многочисленная артиллерия и многотысячная конница, сотни тысяч пехотинцев. Содержание в мирное время такой постоянной армии, конечно, не требует планирования и проведения мобилизационного развертывания, так как состав и численность войск на военное время почти не изменяются. Отпадает надобность в подготовке и накоплении в запасе большого количества военно-обученных людских ресурсов, проведении других мобилизационных мероприятий. Обеспечивается возможность сосредоточения в мирное время всех усилии оперативной и боевой подготовке. Но постоянная многомиллионная армия требовала от России больших затрат на ее содержание и подготовку. Поэтому уже в тот период начали осуществляться поиски новых форм и способов быстрого мобилизационного развертывания войск и сил флота.
В начале XIX в. в организационной структуре русской армии утверждены дивизионное и корпусное звенья. В 1806 г., учитывая возможность войны с Францией, было сформировано 18 пехотных и 4 кавалерийских дивизии. Каждая пехотная дивизия в своем составе имела три бригады, из них две мушкетные и одна егерская. Бригады имели в своём составе два полка.
Народное ополчение в Отечественной войне 1812 г. представляло собой воинские формирования, созданные на время войны по манифесту императора Александра I. Это ополчение предназначалось для замены регулярных войск во внутренних районах страны и усиления их в случае вторжения наполеоновской армии в глубь территории страны.
Народное ополчение являлось основным источником пополнения личным составом русской регулярной армии при рекрутском способе комплектования и 25-легним сроком прохождения военной службы.
Ратники в народном ополчении выставлялись помещиками из крепостных крестьян, как правило, 4-5 человек в возрасте 17-45 лет от 100 ревизских душ (единица учета мужского населения Российской Империи, она учитывалась до следующей переписи населения – ревизии, даже в случае смерти).
Небольшое количество ополченцев составляли добровольцы из ремесленников, мещан и духовного сословия. На офицерские должности назначались лица дворянского сословия, ранее служившие в армии по добровольному принципу.
Сбор ратников, их вооружение и снабжение осуществлялись комитетами уездных (губернских) дворянских собраний на средства добровольных пожертвований (их сумма в 1812 — 1814 гг. составила 83 млн. руб.), а с марта 1813 г. – за счет государственной казны.
По манифесту от 18 июля 1812 г. народное ополчение ограничивалось 16 центральными губерниями страны и делилось на несколько округов. Командующие округами избирались дворянскими собраниями.
Народное ополчение Московской. Смоленской, Калужской, Тульской, Ярославской и Владимирской губерний составило 1-й округ (командующий генерал Ф.В. Растопчин) и предназначалось для обороны Москвы.
Во 2-й округ входило народное ополчение Петербургской и Новгородской губерний, прикрывавшее петербургское направление. Командующие: генерал М.И. Кутузов, с 27 августа 1812 г. – генерал Меллер-Закомельский, с 22 сентября — сенатор А.А. Бибиков.
Народное ополчение Костромской, Вятской, Казанской, Нижегородской, Симбирской и Пензенской губерний входило в состав 3-го округа и являлось резервом армии (командующий генерал П.А. Толстой).
По инициативе местных властей дополнительно создавались отряды народного ополчения в Псковской, Тамбовской, Курской, Киевской и других губерниях. В Полтавской и Черниговской губерниях было сформировано конное и пешее ополчение.
Общая численность народного ополчения составила около 300 тыс. человек. Из ополченцев создавались пешие полки 4-батальонного состава численностью около 2 500 человек, конные полки по 1 400 человек и дружины по 850 человек. За счет общей численности народного ополчения было сформировано 82 пехотных и 25 кавалерийских полков.
Основное вооружение ополченцев-пики, топоры и сабли: только небольшое количество ратников было вооружено ружьями. К концу 1812 г. большинство ополченцев получило ружья.
Одежда ратника состояла из суконного кафтана, шаровар, рубахи, сапог и фуражки с медным крестом.
Полки народного ополчения участвовали в Смоленском и Бородинском сражениях, в боях под Полоцком, на реке Березине, в заграничных походах 1813 — 1814 гг., при осаде крепостей Данциг, Торн, Гамбург. Ратники проявляли в боях храбрость и стойкость. По возвращению в Россию в марте 1813 г. – октябре 1814 г. народное ополчение было распущено, а крепостные крестьяне возвращены помещикам.
Опыт организации и действий народного ополчения в период Отечественной войны 1812 г. показывает, что для разгрома наполеоновской армии были проведены следующие мобилизационные мероприятия:
создание народного ополчения перешло на государственный уровень с изданием манифеста императора;
проведены меры организационного характера с формированием трех округов и резерва с опорой на существующее административное деление страны по губерниям;
сбор средств для комплектования и оснащения ратников осуществлялся первоначально на добровольной основе, впоследствии – за счет казны государства;
формирования народного ополчения применялись как в составе регулярных войск, так и самостоятельно.
По опыту Отечественной войны 1812 г. было положено начти накоплению в запасе военно-обученных людских ресурсов, но ввиду длительного срока действительной службы (до 25 лет) их не доставало, что и отразилось на подготовке личного состава для восполнения потерь в Севастополе. Объемы их накопления не соответствовали потребностям войны.
Крымская война 1853-1856 г. потребовала максимального напряжения сил в создании и применении массовой армии на нескольких разобщенных стратегических направлениях, чего, безусловно, тогдашняя Россия была не в состоянии сделать. Российская армия в Крымской войне имела численность в 700 тыс. человек, а союзники Турции – до 1 млн. человек. Русская армия уступала противнику не только в численности войск, но и в качестве вооружения. Она была вооружена гладкоствольными ружьями. Турция и ее союзники – нарезным оружием. Русский флот состоял из устаревших парусных судов. Боевые действия сухопутных войск России группировками в 30-100 тыс. человек развернулись на Балканах, Кавказе и в Крыму, а флота – на Черном море и Тихом океане. Эти группировки требовали их наращивания в ходе войны и восполнения потерь, которые изменились в сторону увеличения в связи с применением новых средств вооруженной борьбы со стороны противника. Вместе с тем феодальная Россия не в состоянии была решать эти крупные стратегические задачи, объединяющие их решение в сфере экономики, политики, военной области, подготовленности людей и др. Затратив на войну более 800 млн. руб. и потеряв свыше 522 тыс. человек (англичане и французы – около 120 тыс. человек, турки – 400 тыс. человек), Россия потерпела поражение, которое подорвало ее международный престиж, ускорило назревание в стране революционной ситуации и отмену крепостного права. Крымская война дала толчок для проведения военной реформы, то есть развитию вооруженных сил европейских государств и их военного и военно-морского искусства.
Основным содержанием этих реформ было: замена рекрутской повинности всесословной воинской повинностью, создание обученного резерва запаса, введение нового «Положения о полевом управлении войсками в военное время», переоснащение армии нарезным стрелковым оружием и артиллерией, реорганизация боевой подготовки, системы подготовки офицерских кадров, проведение военно-судебной реформы и др. Родоначальником военной реформы был генерал-фельдмаршал граф Милютин Дмитрий Алексеевич – военный министр (1861-1881 гг.). В основу разработки основных положений теории реформ мобилизации им был положен принцип развивать в наибольшей соразмерности боевые силы в военное время при наименьшем числе наличных войск в мирное время.
Данным положением были заложены теоретические основы и основные принципы мобилизации, которые были проверены на практике. Были введены понятия мобилизационная потребность как разность в численности армии военного и мирного времени; создан запас военно-обученных людских ресурсов и введена системе, учета этих ресурсов; введены всеобщая воинская, военно-конская и военно-автомобильная повинности; определена основа планирования развертывания воинских частей по штатам военного времени за счет приписки военнообязанных и лошадей к воинским частям. В руководящих документах военного министра определялись содержание и порядок разработки мобилизационного расписания (плана), порядок проведения в каждой воинской части проверочных и опытных отмобилизований и учета лошадей.
Поражение России в Крымской войне 1853-1856 гг. показало не только политическую, экономическую и военную слабость царской России, но и обнажило ряд серьёзных недостатков в организации армии. В этот период был осуществлен ряд мер:
максимально сокращены либо расформированы те части войск которые несли лишь службу мирного времени и не имели никакого применения в случае войны, например корпус внутренней стражи, военно-рабочие и инвалидные роты;
резервные войска, предназначавшиеся для обучения рекрутов и пополнения действующей армии, реорганизованы в «боевой резерв»;
запасным войскам в военное время были определены задачи обучения рекрутов и пополнения ими действующих и резервных войск;
введена всеобщая воинская повинность на случай войны;
введено планирование подготовки мобилизационных людских ресурсов в объеме равном разности между численностью войск в военное и мирное время.
В ходе военной реформы предусматривалось внедрить в России территориальный принцип комплектования. Его суть заключалась том, что каждая воинская часть располагается постоянно в одном каком-либо либо районе и комплектуется из местного населения как в мирное время, так и при мобилизации. Применение территориального принципа комплектования давало ряд преимуществ. Во-первых, это однородность состава воинских частей. Во-вторых, воинские части при мобилизации пополнялись людьми, проходившими в них действительную службу мирное время. В-третьих, сокращались сроки комплектования и затраты на его обеспечение.
Для реализации этого принципа были созданы 15 военных округов, способных в военное время развертываться в армейские объединения. В основу развертывания армии был положен способ наращивания численного состава не за счет формирования новых тактических единиц, а за счет доукомплектования таких единиц, которые в мирное время содержались в сокращенном составе. Количество дивизий и полков в мирное время за счет того, что они содержались в сокращенном по численности составе, увеличилось. Это позволяло на случай войны кадровую армию мирного времени в короткие сроки без больших затрат и усилий увеличивать втрое.
В полном объёме территориальный принцип комплектования в России применен не был. При этом комплектование каждой воинской части армии в мирное время и пополнение её при переводе на военное положение из одного определённого района не осуществлялось.
В вопросе развёртывания армии на основе народного ополчения пришли к выводу, что ополчение может играть свою роль только в том случае, если оно состоит из людей достаточно подготовленных, способных заменить войска, предназначенные для внутренней службы, местной обороны.
Проведение периодических военных сборов для подготовки граждан, состоящих в народном ополчении, на огромной территории и неразвитой дорожной сети нанесли бы большой ущерб экономике страны.
В 1860 г. численность личного состава (кадрового) армии мирного времени составляла 766 тыс. человек, что было в два раза меньше планируемой численности по мобилизации – 1377 тыс. человек. Однако в запасе военно-обученных ресурсов числилось всего 242 тыс. челок, что почти в три раза меньше потребности. Были приняты меры по созданию системы службы в запасе для повышения возможности иметь подготовленный военно-обученный ресурс.
В 1870 г. планировалось развернуть более тридцати пехотных дивизий и много других частей артиллерии и кавалерии. В 1880 г. в армии содержались уже 19 корпусов по 2-3 дивизии в каждом. Всего было: пехотных дивизий – 48, кавалерийских – 20. Мобилизационные потребности неуклонно стали расти.
Основные принципы комплектования войск подвергались значительным изменениям. Прежде всего, военная повинность постепенно теряла характер общеобязательности. В начале от обязательной военной службы были освобождены дворяне, затем купцы, почетные граждане, лица, получившие определенное образование и другие, в результате чего вся тяжесть военной повинности и службы легла на низшие слои населения.
Установленный Петром в 1793 году пожизненный срок службы, постепенно сокращался – сначала до 25 лет, а затем в 1834 г. – до 20лет с последующим пребыванием в отпуске (запасе) в течение 5 лет. В период 1855-1872 гг. срок службы последовательно сокращался до 12, 10, и 7 лет с пребыванием в запасе соответственно в течение 3, 5 и 8 лет. Такой порядок отбывания рекрутской повинности был узаконен в Рекрутском уставе 1831 г. и получил название «очередного». Рекрутская повинность согласно этому уставу распространялась на все сословия, платившие в казну подушную подать (мещане, крестьяне казенные, удельные и другие сословия). Подлежавшие отбыванию рекрутской повинности делились в каждой губернии и области на участки, причем каждый участок поставлял рекрутов соответственно общему числу лиц мужского пола, занесенных в ревизию.
Все семейства данного участка вносились в очередные списки по порядку числа состоявших в них работников. Работниками считались все способные к труду лица в возрасте 18-60 лет. Таким образом, семейства давали рекрутов по очереди, отсюда и название списков, начиная с тех, которые имели наибольшее число рабочих рук. Семейства, имевшие одного работника в указанном возрасте, вовсе освобождались от поставки рекрутов.
Но очередной порядок был слишком сложным, создавал на практике условия для множества различного рода недоразумений и не мог обеспечить поставку молодых рекрутов. Поэтому в 1854 г. для мещан и государственных крестьян был введен упрощенный порядок поставки рекрутов по жеребьевке.
Сущность его заключалась в том, что на военную службу призывались лица, достигшие к 1 января призывного года 20-летнего возраста, причем по семейному положению они подразделялись на три разряда: к 1-му разряду относились одинокие мужчины и члены рабочих семейств; ко 2-му разряду – члены семейств, имевших трех работников; к 3-му разряду – члены семейств с двумя работниками. Как и прежде единственный работник в семье освобождался от воинской повинности.
При этом допускалась замена лица, сдаваемого в рекруты, другим лицом путем найма заместителя. При Николае I частный порядок найма был заменен казенным, который предусматривал выпуск государственных «зачетных квитанций». Лица, приобретавшие эти квитанции, могли представлять их при наборе на военную службу для освобождения себя от последней. Но так как число охотников поступить на военную службу за соответствующую оплату было невелико, то в период царствования Александра II стали привлекать на военную службу из числа лиц, увольняемых в запас. По числу указанных лиц выпускались так называемые «выкупные квитанции». Начиная с 1872 г., эти квитанции стали выпускаться в неограниченном количестве, в результате чего каждый военнообязанный имел право избавиться от военной службы путем денежного выкупа.
В период зарождения капитализма и отмены крепостного права в России в 60-х гг. XIX в. был проведен ряд реформ, которые затронули армию. Военная реформа Д.А. Милютина заложила основные принципы войсковой мобилизации. Суть их сводилась к следующему:
армия и флот комплектовались на основе всеобщей воинской повинности и по территориальному принципу;
территория России делилась на военные округа (их было создано 15, которым были подчинены все войска и военные учреждения, в том числе местные органы военного управления, расположенные в границах округа;
составление мобилизационного расписания (плана) и общее руководство мобилизационным планированием в округах и в войсках возлагалось на Генеральный штаб;
солдаты, прошедшие действительную службу, определялись в запас где состояли до девяти лет (во флоте – три года). Общий срок службы был определен 15-ю годами (шесть лет в строю, девять лет – в запасе;
восполнение потерь» в армии в ходе войны предусматривалось за счет подготовки военнообязанных в запасных батальонах;
для развертывания дивизий второй очереди при полках создавались кадры офицерского и рядового состава;
приписка военнообязанных проводилась по их военно-учетным специальностям.
В России началом мобилизационной работы следует считать 1865 год, когда был создан Главный штаб, объединивший все сферы управления войсками. Термин «мобилизация в документах стал официально употребляться накануне войны с Турцией. В 1871 г. было разработано первое «Расписание о призыве и назначении на службу отпускных нижних чинов и о назначении их в войска».
1 января 1874 г. царским Манифестом был утвержден «Устав о всеобщей воинской повинности», которым была введена всеобщая и личная воинская повинность и начато планирование систематической подготовки и накопления в запасе офицерского, унтер-офицерского и рядового составов.
Вместо отдельных распоряжений, отдаваемых ранее, еще в мирное время потребовалась заблаговременная разработка мобилизационных мероприятий. Для этой цели в 1875 г. в составе Главного штаба был создан особый орган – Комитет для подготовки данных к мобилизации войск, который приступил к составлению общего мобилизационного плана. В этом плане предусматривались подготовка и проведение не только мобилизации, но и стратегического развертывания войск на случай войны на Западе.
В 1882 г. Комитет для подготовки данных к мобилизации войск преобразован в Комитет по мобилизации войск (Мобилизационный комитет), во главе которого стоял начальник Главного штаба. В этом комитете были сосредоточены данные по переводу войск на военное положение и осуществлялась разработка вопросов по боевой подготовке войск.
В интересах улучшения дела с подготовкой и проведением мобилизации в 1879 г. в приграничных военных округах были созданы мобилизационные отделения, в Главном штабе произошло разграничение оперативных работ от мобилизационных.
В 1885 г. впервые разработано «Наставление по мобилизации», в котором были определены:
содержание и порядок разработки мобилизационного плана в каждой части;
введение в практику проверочные и опытные мобилизации;
организация учета лошадей;
предусматривалось развертывание сборных пунктов военнообязанных во всех уездных городах и других крупных населенных пунктах.
В 1903 г. Мобилизационный комитет был упразднен и вместо него создан Мобилизационный отдел Главного штаба.
В результате всех проведенных мероприятий к началу XX столетия сложилась определенная мобилизационная система, в состав которой органически входили военные округа и мобилизационные органы, система комплектования и учета военнообязанных. Она сохранялась до конца русско-японской войны 1904 — 1905 гг.
Россия в войну с Японией вступила как империалистическое государство, прогрессивное и отличающееся от феодального, вместе с тем унаследовавшее много традиций феодализма. Россия и в этой войне потерпела поражение. В связи с этим в ходе проведенной военной реформы была усилена централизация военных управлений, введена территориальная система комплектования армии, сокращены сроки службы в армии, омоложен офицерский корпус, приняты новые программы для военных училищ, улучшено материальное положение офицеров. Мобилизационное планирование было уточнено, улучшилось качество укомплектованности войск по военному времени, начали создаваться запасы провианта, одежды, повозок и другого имущества, хранимого в магазинах воинских частей и военных округов.
Вместе с тем в ходе этой реформы не были созданы основы всеобщей мобилизации государства и армии. Возможности страны не обеспечивали потребности армии.
В 1905 г. было образовано Главное управление Генерального штаба (ГУ ГШ), не подчиненное военному министру. В связи с этим мобилизационный отдел продолжал до 1909 г. оставаться в Главном штабе, пока Главное управление Генерального штаба не вошло в состав военного министерства.
Первоначально в Главном штабе были сосредоточены все вопросы мобилизационной работы, но с ее усложнением с начала 90-х гг. XIX в. в штабы военных округов стали вводиться мобилизационные отделения.
В штабах корпусов и дивизий мобилизационная работа осуществлялась строевыми отделениями этих штабов; в полку эту работу вел полковой адъютант.
Мобилизационный отдел ГУ ГШ просуществовал до середины 1918 г.
К 1910 г. в России в составе Сухопутных войск было 70 кадровых и 35 второочередных резервных пехотных дивизий. Уже до Первой Мировой войны для учета, переподготовки и поставки в войска из запаса военнообязанных в России создаются военные округа, управления уездных воинских начальников и управления местных бригад.
Первая мировая война (1914-1918 гг.) потребовала привлечения в армию огромных людских масс и напряжения экономики государств. В этой войне общее количество мобилизованных в вооруженные силы всех воевавших стран достигло более 80 млн. человек из 480 млн. населения (табл. 1).
Существенные изменения в понятие «мобилизация» внесли войны начала XX в. Русско-японская война со всей определенностью показала тесную связь мобилизации, стратегического развертывания и маневра войсками.
С изменением целей, форм и способов стратегического развертывания армии неоднократно менялись масштабы, содержание и само понятие мобилизационного развертывания.
Страна |
Численность |
Численность ВС (млн. чел. / %) |
Мобилизовано |
Германия |
67,0 |
4,9 / 7,3 |
13,8 / 20,6 |
Австро-Венгрия |
49,4 |
2,3 / 4,7 |
9,0 / 18,2 |
Россия |
180,0 |
6,3 / 3,5 |
19,0 / 10,5 |
Франция |
39,0 |
3,8 / 9,7 |
6,8 / 17,4 |
Великобритания |
46,0 |
5,3 / 11,5 |
4,9 / 10,7 |
США |
100,0 |
3,5 / 3,5 |
3,8 / 3,8 |
Итого |
481,4 |
26,1 /5,4 |
57,3 / 11,9 |
Рис. 1. Масштабы мобилизации людских ресурсов в Первой мировой войне 1914-18 гг.
По мере увеличения численности вооруженных сил мирного времени, а главное – военного времени, в сферу мобилизации постепенно втягивались транспорт, органы связи и промышленное производство, выпускающее вооружение, военную технику и материальные средства. Мобилизация переросла из чисто военного мероприятия в общегосударственное.
Следовательно, мобилизационная подготовка и мобилизация в настоящее время для России являются основой политики согласования в пользовании всех ресурсов для обеспечения военной безопасности страны на длительную перспективу развития государства.
Мобилизационная подготовка и мобилизационное развертывание Вооруженных Сил РФ представляют собой совокупность организационных, экономических, финансовых и технических мероприятий, объединенных единой нормативной правовой базой и проводимых на различных уровнях государственного и военного управления с целью удовлетворения потребностей обеспечения военной безопасности государства в соответствии с экономическими и демографическими возможностями страны, а также уровнем военной угрозы для России.
Уинстон С. Черчилль указывал: «При формировании армии необходимы три элемента: люди, деньги и оружие. Кроме того, нужно достаточно времени».