Весной президент Владимир Путин поручил создать к 2030 году не менее 100 новых промышленных, технологических и бизнес-парков - новых центров индустриального развития России. В июле правительство расширило механизмы господдержки таких центров, чтобы бизнесу было выгоднее открывать новые производства. О том, какую пользу это принесет экономике РФ, в интервью "РГ" рассказала замминистра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова.
— Расскажите, сколько таких парков работает в России, насколько они востребованы?
Татьяна Илюшникова: Сегодня в России действует 430 частных и государственных промпарков, технопарков и агропарков минэкономразвития и минпромторга. На их базе развивают свое производство уже две тысячи компаний малого и среднего бизнеса. Из них 91 парк создан минэком. Отличие этих площадок от парков минпромторга в более мягких требованиях к административной части и резидентам. Мы видим высокую востребованность в таких площадках, поскольку компании могут организовать свое производство с минимальными затратами. В этом и заключается главная идея. Здесь создана вся необходимая инфраструктура - готовые площади, подведенные инженерные сети, разрешения на подключение к коммуникациям, подъездные пути, складские помещения. Это экономит время и деньги предпринимателей и позволяет намного быстрее запустить производство.
Те две тысячи предприятий, которые я упомянула, на сегодня создали уже более 34 тысяч рабочих мест. А общий объем налоговых поступлений от резидентов составил более 4 трлн рублей.
— В чем отличие промышленных парков, технопарков и агропарков?
Татьяна Илюшникова: Промышленные, или, по-другому, индустриальные, парки создаются в виде подготовленных промплощадок и зданий. В них есть все условия, чтобы производить, хранить и транспортировать продукцию промышленных предприятий. Технопарки подойдут компаниям, которые разрабатывают и внедряют инновационные продукты и реализуют ИТ-проекты.
Резиденты технопарков могут пользоваться услугами лабораторий, научно-исследовательских центров, необходимым оборудованием и программным обеспечением. Агропарки предназначены для переработки сельхозпродукции, логистики, дистрибуции сырья и готовой продукции.
Большинство парков являются универсальными, а часть из них работает по специализациям. Это, например, парки для компаний легкой, пищевой или химической промышленности, деревообработки, машиностроения, отраслей металлургии и металлообработки.
— Какие меры поддержки там есть для бизнеса?
Татьяна Илюшникова: По линии минэкономразвития, минпромторга, минсельхоза, а также от региона, где расположен парк, предусмотрены целые комплексы мер поддержки для резидентов и управляющих компаний. Как правило, это льготная аренда помещений, налоговые льготы, помощь в продвижении продукции и поиске рынков сбыта.
В деловых парках компании самых разных направлений могут организовать свое производство с минимальными затратами и льготами от государства
— Какой вклад это вносит в импортозамещение?
Татьяна Илюшникова: В парках преимущественно размещаются компании из приоритетных отраслей, которые дают наибольший мультипликативный эффект, создают высокооплачиваемые рабочие места и, конечно, занимаются импортозамещением.
Мы синхронизировали свои меры поддержки с минпромторгом, по линии которого есть множество инструментов для импортозамещающих компаний.
Кроме того, парки дают еще одну возможность для резидентов, создающих импортозамещающую продукцию, - это кооперационные цепочки, совместные рынки сбыта, логистика. То есть преимущества для бизнеса есть не только в резидентстве, но и в работе друг с другом.
Например, в красноярском промпарке "Железногорск" производятся интерьеры из алюминия для производства современных трамваев "Львенок" и "Богатырь-М". В промышленном технопарке "Юг Алтая" Алтайского края с уходом иностранных компаний в 2022 году вдвое увеличилось производство комплектующих для сельхозмашин. В технопарке "Южная промзона", расположенном в Карелии, организовано импортозамещающее производство камней для керлинга.
— Можно ли посчитать, насколько такие площадки полезны для государства?
Татьяна Илюшникова: Мы подсчитали, что налоговые поступления компаний-резидентов в разы превышают затраты на создание парков. Если общий объем федерального финансирования парков составил почти 32 млрд рублей, то налоговые отчисления резидентов только за первый квартал 2024 года составили 7,6 млрд рублей. При этом частные инвестиции составили более 20 млрд рублей - эта сумма в два раза превышает плановые показатели.
Кроме того, парки развивают окружающие территории: резиденты создают рабочие места, концентрируют деловую активность. Особенно это ощущается в малых городах и в регионах с невысокими показателями социально-экономического развития. Население территорий, где созданы парки, не зависит от одного конкретного работодателя, у людей нет необходимости переезжать в более крупные города. Мы видим, что постепенно вокруг парков появляются другие коммерческие компании, предприятия сферы услуг, инфраструктура, обслуживающая работников.
— Кстати, о развитии территорий. Расскажите, как государство выбирает места для создания парков, от чего отталкивается в первую очередь?
Татьяна Илюшникова: В 2019 - 2020 годах в реализации программы минэкономразвития по созданию парков участвовало 85 регионов. Сильные регионы обладали конкурентными преимуществами по сравнению с субъектами с невысоким уровнем социально-экономического развития. Поэтому с 2020 года было профинансировано строительство парков в 20 регионах с невысоким уровнем такого развития.
Мы проанализировали паркообеспеченность регионов и выяснили, что 60% всех объектов расположено в Центральном и Приволжском федеральном округах. Наибольшее количество парков расположено в Республике Татарстан, Чувашской Республике, Курганской и Пензенской областях.
Поэтому сегодня мы в первую очередь смотрим на регионы с невысокой паркообеспеченностью, у которых есть потенциал развития производственного сектора МСП. До конца года в 12 таких регионах будет введено 17 технопарков. В основном там будут размещены производства продуктов питания, машин, оборудования, компьютерной техники и робототехники.
При определении федеральной субсидии важными также становятся профиль парка и региональные льготы для резидентов. Поскольку сейчас государство стремится в первую очередь поддержать высокотехнологичные предприятия, ИТ, обрабатывающие производства, то в приоритете парки этих профилей.
Налоги от компаний в деловых парках в разы превышают затраты государства на сами парк
— Президент поставил цель построить 100 новых парков к 2030 году. Насколько сложно это сделать?
Татьяна Илюшникова: Безусловно, мы будем тщательно анализировать предыдущий опыт по созданию парков и ориентироваться на лучшие региональные практики.
Задача непростая и амбициозная, но уже сейчас могу сказать, на что мы будем обращать внимание. Во-первых, будем смотреть на паркообеспеченность региона. Во-вторых, расширим пул регионов-участников, исходя из потенциала развития субъекта и его заинтересованности в развитии МСП. В-третьих, планируем в дальнейшем повышать долю софинансирования, в том числе за счет участия региона.